Главная » Статьи » Мои статьи

Итоги и перспективы преподавания курса основ православной культуры

Доклад «Итоги и перспективы преподавания курса основ православной культуры»

Автор: учитель истории ГБОУ СОШ с. Пестравка Павлов И.С.

 С начала нового тысячелетия Россия вступила на новый путь своего развития. Новые социальные условия – открытость, приверженность демократическим институтам и принципам, отказ от односторонней идеологизации светского образования – вызвали активный интерес российского общества к ценностям традиционной духовной культуры, религиозному просвещению.

Изучение религиозной культуры, помимо просветительских функций, несет огромный нравственный потенциал. Каждая из религиозных культур, будь то православная, мусульманская, буддистская или иудейская, формирует прежде всего духовные ценности. Почтительное отношение к старшим, культ семьи, уважение к личности любого человека, забота о ближнем, сострадание и милосердие – основные заповеди любой религии. Вместе с тем забвение этих истин, изгнание и запрет духовного образования вели к деформации общества, формированию бездуховной личности. Как результат – масштабная алкоголизация, наркомания и суицид в молодежной среде, разрушение семейных ценностей, проповедование культа жестокости и насилия. Активизация оккультистов, миссионеров и сектантов, которые охотятся за неокрепшими душами молодых людей, деградация и вырождение нации – всему этому может и призвана противостоять религия.

Неоценимый вклад в формирование Российской государственности внесло православие. Культура России исторически формировалась под воздействием православия, и все ее сферы глубоко связаны с этой ведущей религией. Поэтому православная культура – одна из важнейших для России областей социально-гуманитарного знания. Являясь ядром традиционной российской культуры, православие тесно связано с национальными культурами многих народов России в их историческом развитии и современном состоянии. Без знания основ православной культуры адекватное освоение ценностей российской культуры невозможно, а приобщение к ним затруднительно, что обусловливает ее познавательную значимость для всех учащихся российской школы вне зависимости от конфессиональной принадлежности. 


Приобщение школьников к духовной и культурной ценности традиционных религиозных конфессий осуществляется в образовательной практике всех цивилизованных государств, данная образовательная область была успешно представлена в дореволюционной российской школе.

 Исегодня в нашей стране началось возрождение традиционных ценностей в лице православной культуры.

И вот уже несколько лет в школах нашей страны идет преподавание курса «основ православной культуры».  За этот небольшой срок новый предмет уже приносит свои плоды. Согласно соцопросам, проведенным еще в 2010 году по заказу Общественной палаты Российской Федерации, 78 % опрошенных родителей, чьи дети изучают курс ОПК, положительно относятся к новому предмету,а 30 % родителей считают, что от изучения основ православной культуры их дети стали честнее и добрее. И с каждым годом эти цифры растут. Также следует отметить, что с введением данного курса растет взаимопонимание  в семьях. Получив новую и интересную информацию ребенку хочется поделиться ей со своими родителями, задать им дополнительный вопрос и получить на него ответ. Тем самым дети и родители еще более сближаются, что при ритмах нашей сегодняшней жизни крайне необходимо для успешного воспитания ребенка. На переменах после уроков учащиеся как правило обсуждают пройденную тему и делятся своими впечатлениями, что положительно сказывается на аналитической деятельности школьников. Говоря об успехах курса следует упомянуть еще об одном аспекте. Одной из задач курса было ознакомление с православной культурой людей не христианского вероисповедания. И с этой задачей было связано большинство опасений, что может разгореться межнациональная и межрелигиозная вражда. Но как показала практика опасения были напрасны. Школьники не христианских конфессий интересуются новым предметом ничуть не меньше, а подчас и намного больше своих православных одноклассников и никакой вражды не возникает. Данные успехи показывают жизнеспособность и необходимость нового культурологического предмета.

Но несмотря на значительные успехи курса основ православной культуры есть некоторые проблемы которые необходимо решать и преодолевать. Как это не может показаться странным, но одной из насущных проблем до сих пор остаётся недостаточная информированность родителей школьников о целях и содержании данного курса. Родителям следует разъяснять что курс основ православной культуры это курс именно культуры. На этих уроках мы рассказываем о культуре православия, а не проповедуем христианство. И во время озвученная позиция о культурологии предмета способна повлиять на решение родителей. Так же необходимо помнить, что содержание материала должно быть интересно детям. Приводя яркие примеры из литературы, мультипликационных и художественных фильмов во время объяснения нового материала можно ожидать большей реакции и обратной связи между преподавателем и учащимся нежели просто пересказывая новый материал. Опыт проведения уроков показывает, что использование наглядных материалов, будь то икона, старинная книга или изображение на мультимедийном проекторе положительно влияет на познавательную активность учащихся. После таких уроков школьника часто сами приносят из дома Библию, Евангелие и другие церковные книги, чтобы продемонстрировать их своим одноклассникам. При изучении некоторых тем, например «в православном храме», не лишним будет проведение экскурсии в близ расположенный православный храм, что несомненно положительно скажется на усвоении новой темы. Данные уроки не стоит превращать в монотонные лекции о религии. Самой удачной формой ведения урока будет диалог или беседа, когда учащиеся могут высказать свои мнения по поводу важных моральных и нравственных вопросов. Творческие задания позволяют не только успешно выполнять поставленные задачи урока, но и раскрывают индивидуальные особенности учащихся. Данные методы и средства позволяют на уроках основ православной культуры воспитывать и развивать полноценную и разностороннюю личность. А образованная, разносторонняя и творческая личность, знающая и уважающая историю и культуру своей страны эта та цель, которую преследует современное образование. И на сегодняшний день курс основ православной культуры соответствует этой цели.

Категория: Мои статьи | Добавил: Ivan (11.03.2015)
Просмотров: 399 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar